Мандат

Справочная информация

В принятой в 2002 году резолюции A/RES/56/138 Генеральная Ассамблея, следуя рекомендации Комитета по правам ребенка, обратилась к Генеральному секретарю с просьбой провести углубленное исследование по вопросу о насилии в отношении детей.

В подготовленном Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций исследовании по вопросу о насилии в отношении детей (A/61/299), которое было проведено под руководством профессора Паулу Сержиу Пиньейру, насилие в отношении детей рассматривается в пяти сферах: в семье, школах, альтернативных учреждениях по уходу за детьми и местах содержания под стражей, на рабочих местах детей и в общинах. В этом исследовании содержался призыв к принятию неотложных предупредительных и ответных мер в отношении всех форм насилия, а также был вынесен ряд стратегических рекомендаций.

Чтобы как можно шире распространить это исследование и обеспечить результативное выполнение вынесенных по его итогам рекомендаций, в нем содержался призыв назначить Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о насилии в отношении детей (СПГС).

В своей резолюции 62/141 от 22 февраля 2008 года Генеральная Ассамблея просила Генерального секретаря назначить на самом высоком уровне на трехлетний период Специального представителя по вопросу о насилии в отношении детей.

Назначение СПГС по вопросу о насилии в отношении детей
 

1 мая 2009 года Генеральный секретарь объявил о назначении на должность Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о насилии в отношении детей Марты Сантуш Паиш (Португалия). Она вступила в должность 1 сентября 2009 года.

СПГС подчиняется непосредственно Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, является председателем Межучрежденческой рабочей группы Организации Объединенных Наций по вопросу о насилии в отношении детей и тесно сотрудничает с широким кругом партнеров внутри и за пределами системы Организации Объединенных Наций. Мандат СПГС был учрежден сроком на три года. В ноябре 2012 года Третий комитет Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций принял на основе консенсуса сводную резолюцию по вопросу о поощрении и защите прав детей (A/RES/67/152). В этой резолюции Генеральная Ассамблея рекомендовала Генеральному секретарю продлить срок действия мандата Специального представителя по вопросу о насилии в отношении детей на очередной трехлетний период и постановила, что для эффективного выполнения мандата и обеспечения устойчивости основных видов деятельности начиная с двухгодичного периода 2014–2015 годов мандат Специального представителя будет финансироваться из регулярного бюджета.

Канцелярия Специального представителя располагается в Нью-Йорке и входит в структуру Секретариата Организации Объединенных Наций. В целях упрощения процедуры предоставления финансовых взносов в поддержку этого мандата Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) был открыт целевой счет.

Мандат

СПГС выполняет функцию независимого правозащитника, выступающего за предупреждение и ликвидацию всех форм насилия в отношении детей во всем мире. СПГС выступает в роли посредника и инициатора действий во всех регионах и во всех областях и контекстах, в которых может иметь место насилие в отношении детей. Она мобилизует усилия и политическую поддержку, которые необходимы для сохранения динамики в деле осуществления этой повестки дня и привлечения повышенного внимания к пагубным последствиям насилия в отношении детей, а также для содействия поведенческим и социальным изменениям и для достижения реального прогресса.

Мандат СПГС, основанный на стандартах в области прав человека, нацелен на содействие всеобщей ратификации и эффективному выполнению основных международных конвенций. СПГС тесно сотрудничает с правозащитными органами и механизмами, с фондами и программами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций, а также с региональными организациями. Кроме того, она укрепляет взаимодействие с национальными учреждениями и организациями гражданского общества, в том числе с детьми и молодежью.

СПГС использует взаимодополняющие стратегии, включая внесение вклада в стратегические совещания на международном, региональном и национальном уровнях, выявление передовой практики и опыта в различных регионах, областях и контекстах, организацию полевых миссий и популяризацию тематических исследований и докладов.

Отчетность

СПГС представляет ежегодные доклады Совету по правам человека и Генеральной Ассамблее. В дополнение к регулярным докладам СПГС может выпускать тематические доклады по основным проблемным областям.

Mandate

 

In 2002, General Assembly Resolution A/RES/56/138 requested the Secretary-General to conduct an in-depth study on the question of violence against children, following a recommendation of the Committee on the Rights of the Child.

The UN Secretary General’s Study on Violence against Children (A/61/299), led by Professor Paulo Sergio Pinheiro, addressed violence against children in five settings: the family, schools, alternative care institutions and detention facilities, places where children work and communities. The Study called for urgent action to prevent and respond to all forms of violence and presented a set of strategic recommendations.

To promote dissemination of the Study and ensure effective follow up to its recommendations, the Study called for the appointment of a Special Representative of the Secretary-General on Violence against Children (SRSG).

Through GA resolution 62/141, of 22 February 2008 the General Assembly requested the Secretary-General to appoint for a period of three years a Special Representative on violence against children, at the highest possible level.

 

Appointment of the SRSG on Violence against Children

The Secretary-General, on May 1st, 2009 announced the appointment of Marta Santos Pais (Portugal) as his Special Representative on Violence against Children. Marta Santos Pais took her position on September 1st, 2009.

The SRSG reports directly to the UN Secretary-General, chairs the United Nations Inter-Agency Working Group on Violence against Children and collaborates closely with a wide range of partners, within and beyond the UN system. The mandate was established for a period of three years. In November 2012, the Third Committee of the United Nations General Assembly approved by consensus the omnibus resolution on the promotion and protection of the rights of children (A/67/152). The resolution recommended that the Secretary-General extend the mandate of the Special Representative on Violence against Children for a further period of three years and decided that "for the effective performance of the mandate and the sustainability of the core activities the mandate of the SRSG shall be funded from the regular budget starting at the biennium 2014-2015".

The Office of the Special Representative is located in New York and is part of the Secretariat of the United Nations. UNICEF has established a Trust Account in order to facilitate financial contributions in support of the mandate.

 

Mandate

 

The SRSG is a global independent advocate in favour of the prevention and elimination of all forms of violence against children. The SRSG acts as a bridge builder and a catalyst of actions in all regions, and across sectors and settings where violence against children may occur. She mobilizes action and political support to maintain momentum around this agenda and generate renewed concern at the harmful effects of violence on children; to promote behavioural and social change and to achieve effective progress.

The mandate of the SRSG is anchored in human rights standards, promoting the universal ratification and effective implementation of core international conventions. The SRSG cooperates closely with human rights bodies and mechanisms, with UN funds and programmes and specialized agencies, and with regional organizations. She also promotes cooperation with national institutions and civil society organizations, including children and young people.

The SRSG makes use of mutually supportive strategies, including the contribution to strategic meetings at the international, regional and national levels, the identification of good practices and experience across regions, sectors and settings; the organization of field missions; and the promotion of thematic studies and reports.

Reporting

The SRSG reports annually to the Human Rights Council and the General Assembly. In addition to her regular reports, the SRSG can issue thematic reports on key areas of concern.